Родителям
будущего первоклассника
Социально- психологическая
характеристика ребенка перед поступлением в
школу
Очень важным при поступлении
в школу является формирование у будущего первоклассника психологической и
социальной готовности к обучению. Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему
миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании,
лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками
и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать
интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное
внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека,
обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство
других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие
проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе
сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе
род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению
разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии,
воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской
игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием
оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно
условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также
проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта
способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего
плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности
предметного действия.
Особым объектом освоения
становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские
движения приобретают произвольный характер.
Волевое начало в действиях
ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт
качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также
проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным
правилам.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные
способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы,
касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать,
экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к
познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам,
пытается самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих
качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в
сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он
обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее
основе собственные решения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий